Четверг, 2024.04.25, 12:32

Приветствую Вас Гость | RSS

Музыкальная грамота и слушание музыки
Предмет «Музыкальная грамота и слушание музыки» имеет общехудожественную направленность.
Задачи предмета: развить музыкально-эстетический вкус; обогатить слуховой опыт; расширить кругозор в области музыкального искусства; развить умение разбираться в музыкальном искусстве, способность понимать ее и грамотно воспринимать; получить общее представление о мире классической музыки, об элементах ее строения и средствах выразительности; обучить умению грамотно работать с музыкальными структурами, включая их художественную интерпретацию.

Предмет  рассчитан на шесть лет обучения при условии поступления ребенка в возрасте 7-8 лет. Занятия групповые, один раз в неделю по астрономическому часу.

Предмет «Музыкальная грамота и слушание музыки» занимает важное место в комплексе дисциплин хореографического отделения. Его изучение позволяет ребенку более осознанно, грамотно и выразительно участвовать в создании художественного хореографического образа, глубже проникнуться в различные сферы смежных искусств.

Занятия проводятся, главным образом, в формах беседы, аналитической и игровой формах. На уроках излагаются теоретические сведения, проводится работа над интонацией, слуховой анализ.
По окончании данного курса обучающийся должен уметь: разбираться в основных музыкальных стилях, жанрах и средствах музыкальной выразительности; точно интонировать мелодию; знать основы музыкальной грамоты; анализировать музыкальное произведение, предназначенное для хореографического исполнения.

Для проверки полученных знаний, умений и навыков используются следующие формы контроля: экзамен, контрольный урок, игровая форма, постановка праздника. Наиболее частая форма контроля – это, безусловно, ежеурочная проверка домашнего задания. Контроль проводится также после каждой темы, в конце каждой четверти и года. В конце 4-го и 6-го классов проводится итоговый экзамен.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I ГОД ОБУЧЕНИЯ
Слушание музыки
Музыка в синтезе искусств: звук и другие языковые средства;
Цвето-слуховое восприятие; двигательно-линейное восприятие;
Средства музыкальной выразительности (диапазон, регистр, динамика, темп, ритм, мелодия);
Музыкальная грамота
Знакомство с регистрами и нотами скрипичного и басового ключей.
Ритм: восьмые, четверти, половинная. Размер 2/4, 3/4. Штиль. Сильная и слабая доли. Пауза. Затакт.
Мажор и минор. Тональности До-мажор, ля-минор, фа-мажор, ре-минор. Параллельные тональности. 
Знакомство с интервалами. Большие и малые секунда и терция.
Вокально-интонационые навыки.
 
II ГОД ОБУЧЕНИЯ
Слушание музыки
Многообразие содержания музыкальных произведений.
Русское народное творчество.
Песни военных лет.
Танцевальная музыка.
Музыкальная грамота.
Тональности соль-мажор, ми-минор, ре-мажор. Главные ступени и трезвучия. Гармонический и мелодический минор. Виды трезвучий. Устойчивые и неустойчивые интервалы. Разрешение. 
Паузы: половинная и восьмая. Размер 4/4. Ритм четверть с точкой и восьмая. Шестнадцатая длительность.
Интервалы: кварта, квинта, секста, септима.
Секвенция. Транспозиция. Бекар. Остинато. Сочинение жанровых вариаций.
 
III ГОД ОБУЧЕНИЯ
Слушание музыки
Жанры: песня, танец, марш, в крупных музыкальных произведениях.
Музыкальные тембры.
Формы музыкальных произведений.
Музыкальные жанры.
Музыкальная грамота.
Тональности си-минор, си-бемоль мажор, соль-минор, ми-бемоль мажор, до-минор. Обращение главных трезвучий. Переменный лад.
Обращение интервалов.
Размер 3/8. Ритмические группы: восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая.
 
IV ГОД ОБУЧЕНИЯ
Слушание музыки.
Западно-Европейская музыка XVII-XVIII веков.
Западно-Европейская музыка XVIII-XIX веков
Западно-Европейская музыка XIX века.
Музыкальная грамота.
Тональности до четырех знаков в ключе. Кварто-квинтовый круг тональностей.
Тритон. Септаккорд. D7.
Пунктирный ритм. Синкопа. Триоль. Пауза – шестнадцатая.
 
V ГОД ОБУЧЕНИЯ
Слушание музыки.
Русская музыка конца XVIII – начала XIX века (М.И.Глинка, А.С.  Даргомыжский).
Композиторы «Могучей кучки».
Композиторы 2-ой половины XIX века (Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский).
Музыкальная грамота.
Тональности до пяти знаков. Пентатоника. Лады народной музыки.
Интервалы ув.2, ум.7, ув.4, ум.5. Обращение D7.
Ритмические группы с шестнадцатыми.
Вокально-интонационные навыки.

VI ГОД ОБУЧЕНИЯ
Слушание музыки.
Советские композиторы 1-ой половины XX века.
Композиторы 2-ой половины XX века.
Произведения современных композиторов XX века.
Музыкальная грамота.
Тональности до шести знаков. Буквенное обозначение звуков и тональностей.
Ритмические рисунки с сочетанием триолей и пунктира. Сложные размеры.
Ум. 5/3 и Ув. 5/3 от звука. Вводный септаккорд.

Каждая тема и каждый урок заключают в себе различные формы занятий, так как предмет  заключает в себе два раздела, прорабатываемых на каждом уроке. Первый связан с нотной грамотой и сольфеджированием. Второй – со слушанием музыки. Основными в разделе сольфеджио являются работа над интонированием, ритмом, определение на слух или слуховой анализ. В объяснении материала используются различные наглядные и практические методы, позволяющие обучающим наблюдать за демонстрацией изучаемого материала, а также осмысливать его в своей практической деятельности. Так, основным видом показа на уроках является запись на доске. Кроме нее используются различные наглядные материалы в виде столбиц, лесенок, клавиатуры.

В разделе слушания музыки занятия проводятся, главным образом, в формах беседы, аналитической и игровой формах. На уроках излагаются исторические, биографические и теоретические сведения, проводится аналитическая работа над музыкальным материалом. 
Основным критерием оценивания служит работа на уроке детей, а также их итоговые результаты.
инфо

Нотная грамота, общие принципы нотной записи

Основы нотной грамоты автор: Kelly Paletta

Нотная грамота (система звукозаписи), азы нотной грамоты..

(очень толково!!!)